Этика и культура – это две фундаментальные науки, имеющие плотную взаимосвязь, они дополняют друг друга, при этом, не меняя сути каждой из них. Основная задача культуры и этики заключается в развитие моральных и культурных качеств человечества.
Культура от латинского « cultura » — развитие, воспитание, образование, возделывание. Еще во времена Просвещения были попытки произвести научные исследования культуры, но с тех времен и по сегодня нет однозначного, четкого определения данного понятия. Культура – понятие коллективное, общественное.
Понятие культура – это сложная система:
1.Накопление материальных ценностей и ценностей духовных;
2.Человеческая деятельность (накопленный опыт всех предыдущих поколений, передающийся в наследие потомкам).
Культура с самого начала охватывала большой объем деятельности человечества, но в процессе познания людьми тайн природы и самого человека, понятие «культура» видоизменялось. Культура вместе с обществом, совершенствовалась, росла, развивалась.
В современной трактовке под понятием культура подразумевают:
-Человеческие достижения в различных сферах общественной жизни.
— Устройство общественных отношений, представленных в социуме.
— Развитие человека, приобщение личности к искусству, праву, морали, достижениям науки, духовности.
Достижение обществом более высокого уровня культуры в корне меняло жизнедеятельность общества, тем самым толкая его на путь развития.
Человек в социуме общается с себе подобными . Стабилизатором данных отношений, в социуме, является — мораль. Мораль представляет собой наше понимание добра, зла, справедливости, несправедливости. Мораль дает возможность, человеку, дать оценку поступкам других людей, понять и может быть переосмыслить, правильно ли он живет, что нужно изменить, как ему совершенствоваться и к чему стремиться.
Почему общество одно поведение одобряет, а другое поведение осуждает? Этика дает полноценный ответ на данный вопрос. Этика — древнейшая философская дисциплина, предметом изучения которой является — мораль (нравственность). «Этика» от греческого слова « ethos» — совместное жилище.
«Мораль» от латинского слова « moralitas» — характер, обычай, нрав.
Прародителем слова «этика» является Аристотель, это он впервые употребил данный термин, для определения учения о нравственности.
Наука этика изучает, такие понятия как:
внутреннюю структуру морали; историческое развитие и происхождение морали ; место морали в социуме, в отношениях между людьми; нравственное поведение, моральные ситуации.
Мораль – это совокупность этических ценностей, она является регулятором человеческого поведения во всех сферах жизнедеятельности человека. Мораль утверждает, в социуме, идеалы добра, гуманизма, взаимопомощи, любви. В высокоразвитом обществе, в котором преобладают данные ценности, человек, раскрывает свою духовность.
Важнейшие критерии этики это:
добро — зло,
справедливость, долг и совесть, достоинство и ответственность.
«Добро» и «зло» — есть показатель нравственного поведения. Мораль зачастую отождествляют с добром, а зло с аморальностью. Непрерывная борьба добра и зла, ведется от начала сотворения мира, это борьба двух противоположностей, существование которых не возможно друг без друга. Человек в процессе жизни делает выбор, между добром — это то, что хорошо, и злом — это то, что плохо, пытаясь прожить свою жизнь так, что бы приуменьшить зло и приумножить добро.
Человек, не осознавший сложности борьбы за добро, вряд ли поймет другие критерии морали, такие как долг, ответственность, справедливость. Маловероятно, что эти критерии, смогут стать для этого человека главными принципами в его поведении.
Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что этика это свод правил о поведении в обществе. Первое нравственное правило было написано в Евангелии: « Во всем, как вы бы хотели, что бы люди поступали с вами, и Вы с ними так поступайте» (Матф. 7:12 Нагорная проповедь).
Это правило впоследствии получило название « золотого». Появление «Золотого правила», относится к V–VI вв. до н.э., оно одновременно появилось в разных культурных регионах – Европе, Вавилоне, Индии Китае. Золотое правило имеет большое значение для общества, ценность этого правила актуальна и сейчас, только тогда человеком становиться человеком, когда он видит человеческое в людях. Необходимость человека относиться к другим людям, как к самому себе является основой морали. Сбалансировав межличностные отношения общество становиться гармоничными.
Нравственная жизнь человеческого общества делиться на два подуровня, это то, что фактически есть: сущее, повседневное поведение, нравы, и на то, что быть должно в эталоне: должное, идеальное поведение.
Жизнь полна противоречий, и в ее процессе мы часто сталкиваемся с расхождениями между тем, должным и сущим. С одной стороны, стремление человека вести себя правильно — то есть нравственно, с другой стороны, человек хочет удовлетворить свою потребность, для реализации которой, ему необходимо нарушить нравственные нормы.
Противоречивость между тем как есть, и тем как быть должно создает конфликт внутри себя. Поскольку этика это свод нравственных правил и норм, изучая ее, мы учимся, действовать соответственно нравственным нормам, тем самым регулируя поведение в обществе.
Свод правил и норм поведения, существующих в обществе, обязывают человека служить обществу, координируя личные интересы с интересами общественными. Моральные нормы тесно связанны с традициями и обычаями, мораль же учит нас поступать так, чтобы не причинять вреда людям находящимся рядом.
Нравственное поведение человека является одной из основных составляющих культуры, которая опирается на общепринятые моральные нормы, включающие в себя такие понятия, как уважение человеческого достоинства, совесть, чувство долга, благородство, честь и так далее.
Совесть это осознание, моральное осознание, человеком своих деяний, благодаря чему он контролирует свои поступки и дает им оценку. Совесть тесно переплетается с понятием долг.
Долг – это добросовестное выполнение своих обязанностей (профессиональных, гражданских, служебных), чувство ответственности перед обществом, самим собой.
Честь является признанием общества моральных заслуг человека, его репутации, она является неотъемлемой частью облика морального человека. Честь обязывает быть требовательным к себе и окружающим, справедливым по отношению к другим, признавать свои ошибки, быть правдивым, добросовестно выполнять свои обязанности.
Справедливость это уважение прав человека, возможность иметь равные, то есть одинаковые права и свободы в обществе, принцип равенства это одинаковое распределение различных благ и обязанностей, принцип пропорциональности (больше работаешь, больше зарабатываешь). Достоинство это уважение и самоуважение личности. Достоинство это то, что возвышает человека в глазах окружающих, и придает его поступкам и стремлениям – благородство. Обостренное чувство собственного достоинства мало украшает человека, способность быть сдержанным в проявлении своих достоинств является, такая добродетель, как скромность.
Благородство это умение держать слово- верность данному слову, понимание, вера, доброта, честь, достоинство. Благородство это проявление высокой нравственности личности.
Этика и культура имеют, важнейшее значение для развития человеческого общества. Можно сказать это двигатель прогресса. Обе эти науки играют большую роль в воспитании всех наилучших качеств, которые могут сочетаться в человеке, приобщая людей к правильному поведению заставляя их стремиться к усовершенствованию личных качеств.
Стремление личности к наилучшим морально-нравственным качествам позволяет создать морально – устойчивое, высоко – развитое, духовное общество, которое ведет человеческую цивилизацию к гармонии и процветанию.