“Любовь это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношения человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви.” Эрих Фромм
Ориентация человечества на любовь и добродетель – основная задача этики. Эрих Фромм в своей работе «психоанализ и этика» рассматривает две стороны этики – гуманистическую и авторитарную. Гуманистическую он определяет как содержательную, рациональную, авторитет которой основан на знании и компетентности. Авторитарная этика наоборот базируется на иррациональности авторитета, в основе которого лежат власть, страх и неравенство.
Гуманистическая этика в свою очередь поддерживает критику, так как таким образом можно достичь понимания в обществе и здоровых добродетельных отношений. Авторитарная власть постоянно боится обнаружить себя некомпетентной, если допустит рациоальные суждения, поэтому любая критика пресекается, что не дает возможности для развития здоровых межличностых отношений.
Я солидарна с ним в его суждениях относительно того, что есть хорошо и что есть плохо. Для примера можем рассмотреть отношения учеников и учителей. Ученики в своем поведении предпочитают выбирать такую линию поведения, которая приводит к тому, что учитель их хвалит, в авторитарном обществе это означает, что они поступают хорошо. Но это ведь совсем не значит, что это хорошо для самого ученика. В понимании учителей ученик хороший, если он послушный, сидит смирно, не шумит, не разговаривает, не мешает. Но разве все это хорошо для самого ученика? Разве хороший ребенок определяется такими понятиями как молчаливость и покорность?
Авторитарная власть устанавливает догмы исключительно во имя власти, а не во имя общества, что, по моему мнению, не может быть основой для конструктивного положительного развития этого самого общества.
Гуманистическая же этика берет в основу самого человека, лишь он может определить что для него хорошо, а что плохо.
Еще одним примером авторитарного общества есть древний миф об Адаме и Еве, которые, вкусив плод с древа познания добра и зла, не совершили ничего плохого, если это событие рассматривать как отдельно взятое, но проблема в том, что таким образом они нивелировали авторитет бога, наложившего запрет. Сам же бог, в свою очередь, побоялся, что они также смогут вкусить плод бессмертия и таким образом его власть не будет абсолютной. Почти каждая религия требует подчинения и страха от последователей, таким образом их проще контролировать и управлять ими.
Наука о человеке – теоретитеская основа этики, считает Эрих Фромм. И только человек может определить, что для него хорошо, а что плохо. Нельзя рассматривать даже поступки человека отдельно от самого человека, как хорошие или плохие, потому как любой поступок есть бессознательная мотивация и тогда мы должны обратиться к бессознательному, чтобы понять истинный мотив, и только потом оценить хороший он или плохой. Добродетель и порок, рассматриваемые вне зависимости от характера человека, могут быть оценены совсем иначе. На базе учений Фрейда о бессознательном, например, высокомерие и надменность могут быть проявлениями неуверенности и несостоятельности личности, как же мы тогда можем судить о намерении человека, если не брать во внимание этот аспект. Из этого следует, что предметом этики является характер человека.
Эволюция оценочного суждения продвинулась от оценки поступков до понимания бессознательного мотива. Этика не может игнорировать изучение бессознательного. А сознание – внутренний субъективный авторитет каждого отдельно взятого человека. Этические нормы в таком случае должны устанавливаться и рассматриваться исключительно с позиции гуманистической этики, которая берет во внимание интересы всего человечества, включая в основу добродетель и любовь.
Фрейд, например, считает, что каждый ребенок в определенный момент начинает испытывать сексуальное влечение к родителю противоположного пола, и родитель одного с ним пола в этот же момент становится врагом. Так называемая теория «первородного греха». Отсюда берут начало чувства агрессии, ненависти, вины, враждебности. Чтобы как-то регулировать отношения в социуме, архаические общества установили этические нормы, такие как табу, которые в современном обществе превратились в нормы поведения в социуме, которые становятся на сторону как отдельно взятого индивида, так и большой группы людей, защищая от проявление этих негативных чувств и эмоций.
Также Фрейд считает, что развитие личности проходит через три стадии – оральную, анальную и генитальную. И что здоровая личность обязательно должна перейти на третью стадию развития – генитальную, которая характеризуется такими чертами личности, как продуктивный и зрелый характер, способность любить, высокие этические нормы. Таким образом, добродетель является самой главной и самой здоровой целью человеческого развития. Лично я называю это «секретным ингредиентом», который просто необходимо добавлять во все сферы жизни, чтобы она наполнялась счастьем – любовь.