Рене Декарт – великий французский мыслитель и ученый, сделавший существенный вклад в развитие математики, физики, механики, физиологии и, конечно же, философии. Он родился 31 марта 1596 года в небольшом городке Ла-Э-ан-Турен, который в 1802 был переименован в его честь. Мать его умерла, когда он был ещё совсем маленьким, а отец, работавший судьёй, был постоянно занят и практически не уделял сыну внимания. Любознательность в Рене с малых лет заложила его любимая бабушка, полностью взявшая не себя воспитание ребёнка.
Сложные жизненные обстоятельства сформировали скептическое мировоззрение молодого парня, а изучение религии в колледже только усилило неприязнь к авторитетам того времени и подтолкнуло к поискам собственного пути. Путь этот заключался в познании окружающего мира при помощи математики и дедуктивного мышления. Декарт верил тому, что видел сам, а не тому о чём рассказывали окружающие его люди. Именно такое отношение к жизни толкает вперёд технический прогресс, поэтому каждый должен, как минимум, ознакомится с его философией.
Моральные ценности.
Этику французского философа можно оценить по письмам и произведениям, как это сделал его соотечественник Альфред Фуллье. Вероятней всего на этические взгляды Декарта повлияло учение стоиков, но, как становится видно из писем к принцессе Елизавете, Рене старается установить свои личные идеи касательно морали. К ним можно отнести:
Идею того, что дух и материя противоположны, что подразумевает удаление от всего телесного.
Идею бескрайности вселенной.
Идею важности приношения жертв во имя общего блага и солидарного отношения ко всем живим существам, что нас окружают.
Как он говорил, для познания всех истин нужно использовать «естественный свет» разума, то есть активный интеллект.
Отношение к любви.
Рене Декарт такое понятие как «любовь» разделяет на два вида: страстную и интеллектуальную. Интеллектуальная любовь заключается в единении человека с определённым предметом, частью которого он становится. В идеале это безмерная любовь к Богу, она приносит наивысшее наслаждение. Я согласна с такой точкой зрения, ведь для описания такого глубокого и разностороннего чувства недостаточно одного слова, и в свою очередь эти два понятия можно разделить на множество других, более конкретных. Страстная любовь оценивается в работах Декарта не очень хорошо, ведь она беспорядочна и непредсказуема. Временами она даже приравнивается к ненависти (признаку слабости и боязливости).
На мой взгляд, такое отношение не совсем правильно, ведь именно страстная любовь дарит жизнь и наполняет её смыслом. Как заметил Фуллье, в морали Декарта (любить лишь, то что, этого достойно) видны черты этики Спинозы, особенно, того, что касается отношения к Богу.
О методе радикального сомнения.
Декарт был одарён математическим складом ума и добился немалых успехов в точных науках (он создал аналитическую геометрию и современную символику, используемую в алгебре). Этот факт в сочетании со скептическим отношением к жизни мотивировали его поиски достоверной и логичной истины. Его холодный разум постоянно боролся с сомнениями по поводу существования разных мистических законов природы. Мысли по этому поводу можно увидеть в его работе «Первоначала философии».
Там он говорит, что с самого детства каждый из нас имеет множество предрассудков, откинув их и подвергнув сомнению всё, что кажется и так понятным, мы увидим, что возможно, не существует ничего вокруг: ни Бога, ни природы, ни тел, ни движения. Но глупо думать, что не существует нас самих, думающих об этом, так как не может не существовать того, что думает о своём существовании в данный момент. Логичным выводом будет: «если я мыслю, значит существую», и такое мышление, на мой взгляд, самое лучшее для познания природы, главное, чтобы все последующие выводы были обоснованы также точно.
О Боге.
Сделав свои первоначальные выводы, Декарт в последующих работах пытается развивать свою мысль и решить вопрос существования Бога. Существование окружающего телесного мира, мы осознаём только чувственно, поэтому мы не можем быть уверенны в нём полностью.
Поэтому нужно найти то, что подтверждало бы реальность наших чувственных восприятий. Таким подтверждением может быть только уникальное существо, сотворившее нас и подарившее умение чувствовать. Идея совершенного существа подтверждается тем, что мы изначально чувствуем себя не совершенными, то есть ровняем себе с неким эталоном, идея о котором заложена в нас не кем иным, как этим же идеальным существом.
Этот идеал можно разделить на логические элементы: стопроцентное совершенство возможно при условии обладания абсолютно всеми качествами в максимальной степени, то есть при обладании абсолютной реальностью, значительно превосходящей нашу. Подтвердив, таким образом, существование телесного мира и соответствие действительности наших ощущений его, Декарт переходит к вопросу относительно материи.
Он придерживался механицизма, то есть считал, что любая материя состоит из мельчайших частиц, которые при взаимодействии между собой порождают все явления в природе. Материи, как субстанции противопоставляется дух человека, но обе они конечные, бесконечная же субстанция – Бог.
Из работ Рене Декарта можно сделать вывод, что всё заключения, сделанные им, основываются на его математических и геометрических знаниях. Односторонность хода его мыслей не может остаться незамеченной критиками. Но никто не станет отрицать, что именно он дал