Человечество по мере своего развития и совершенствования, всё время пыталось себя совершенствовать. Это и подвигло к созданию социума, который в свою очередь начал самосовершенствоваться и делать выводы, что необходимо создать гуманный и морально-позитивный свод норм межличностных отношений. Это и стало тай самой отправной точкой для создания моральных норм поведения и формированию отношений между индивидумами, группами людей, после племенами, нациями, этносами, и наконец дошло до международных отношений.
В последствии эти отношения были сформированы на бумаге и стали называться юридическими документами, которые регулировали права и свободы всех граждан проживающих на данной территории. Второй веткой развития законов стали устные своды законов и права – моральные законы совести, которые передавались человечеством из поколения в поколение при помощи воспитания, обучения. Эти нормы регулировались в зависимости от воспитанности индивидуума, потому один закон или мораль была действительна для одной личности как запрет, а вот для другой – могла быть обычной нормой поведения, которая могла осуждаться или приветствоваться в зависимости от социальной группы, воспитанности её участников, воспитанности самого человека который стоит перед выбором: сделать так, или сделать по другому.
Теперь стоит ближе подойти к сравнению правовой и моральной регуляции поведения и отношений. Для сравнения рассмотрим один приведённый пример поведения: человек курит и распивает спиртное на остановке общественного транспорта. Если подойти к этому вопросу с правовой точки, то законом украины чётко были прописаны нормы и ограничения на курение и распития спиртного в общественных местах. Это положение не имеет никаких исключений с юридической стороны ни для одного человека независимо от его социального положения, возраста, пола, и т.п. нарушение данного закона повлечёт за собой ответственность и взыск в пользу общества, в зависимости от тяжести правонарушения или количества таковых.
Если рассматривать эту ситуацию со стороны воспитания и морального развития человека, то в его глазах и по его мнению эта ситуация будет выглядить по разному. Человек с вредными привычками, посчитает это обыденностью и будет считать это вполне нормальным явлением, которое никак не перечат с тем, что делал пьющий спиртное и курящий человек. Для него это будет счиататься как обычное курение дома, или в специально отведённых местах. У другого человека, уровень воспитанности которого намного выше, это действие будет сопровождаться стыдом, и он будет стараться скрыться с глаз, но при этом всё равно нарушить это правило.переступив через свою совесть. Реакция на такое поведения у других может быть не такой как в первом случаи.
Высокообразованный и хорошо воспитанный человек никогда не станет нарушать это правило, так как в первую очередь он будет думать о том что его будут осуждать, думать о других стоящих возле него, о детях которые будут дышать никотином и перегаром. Такой человек прежде всего будет думать о последствиях своих поступков.
Для сравнения можно рассмотреть положительную ситуацию: человек нашёл деньги, которые бросили преступники, укравшие их в банке. И нашедший стоит перед выбором – сообщить об находке, скрыть и оставить себе, или просто потратить их. По закону нашедшему украденное полагается вознаграждение, и если человек нашедший деньги их отдаст, независимо от его воспитанности или отношения к социуму, ему будет выдано вознаграждение.
Моральная регуляция может повести человека на честный путь — отдать большую сумму, и получив вознаграждение, и стать чистым перед законом а дальше жить обычной жизнью, или скрыть факт находки и стать соучастником кражи. Это выбор как раз и будет зависить от морального воспитания человека.
В случаи с моральной регуляцией человека, его поведение, прежде всего зависит от его образованности и воспитанности, потому взгляд на конкретную ситуацию и на конкретные действия у разных людей может быть различной. Один – осудит, другой – поступит так-же, третий – не станет принимать никаких действий а просто будет наблюдать в сторонке. А вот правовая регуляция действует для всех, независимо от их воспитания и моральных норм поведения и отношения к конкретным вопросам.
В заключении хочется отметить, что моральная и правовая регуляция межличностных отношений имеет большое значения в жизни человечества, также эти понятия взаимно дополняют друг друга. Без моральной регуляции никогда бы не появилась правовая, и мы бы до сих пор жили бы в каменном веке, и также без правовой регуляции мы бы вряд-ли построили такое общество, если отнять хоть одно понятие, то наша цивилизация будет обречена на деградацию и вымирание.