Стоицизм – это школа античной философии, основанная Зеноном в 4-3 столетии до нашей эры. Название «стоицизм» происходит от храма с колонами, где в общем-то собирались ученики Зенона.
Главные положения этого учение сформулированы следующим образом:
— Все люди равны перед Космосом. Космос – это и есть главный высший закон, который и вершит судьбы людей. «Стоический Космополитизм».
— Человек должен желать жить с природой и с собой (как частью этой природы) в гармонии и согласии, потому, что сам человек не может изменить законы космоса(мира).
— Все последователи стоицизма верят в то, что если люди будут заниматься поиском добродетели, то их общество будет очень гармоничным и стремительно развивающимся. Добродетель для них единственное благо, оно соответствует принципу согласованности жизни с природой. Составляющие добродетели это умеренность, справедливость и конечно же благоразумие, а также мужество (стойкость).
— Так же стоики считали, что все в этом мире делится на три категории: на добро, зло и безразличие (нейтральность). Людям рекомендовалось избегать крайностей (удовольствие и отвращение, страх и вожделение и тд). И следовать безразличию и апатии. И чтобы избегать этих самых крайностей рекомендовали вести аскетичный образ жизни. И именно своеобразная отрешенность от удовольствий, страстей, страхов и есть дорогой к внутренней свободе. Когда человек свободен, он понимает истинность себя и своих поступков. Так же этими тремя категориями определяются поступки человека, они могут быть хорошими, плохими или нейтральными.
— Хорошие действия и поступки, стоики трактовали самосохранением и самоутверждением, и считали, что хорошие поступки преумножает человеческое благо. А плохие поступки, безнравственные и грешные считали саморазрушением и злом (неразумие, необузданность, несправедливость и трусость тд). Поэтому, если человек будет следовать «правильным» желаниям и воздерживаться от плохих, это будет гарантией – счастья.
Интересным у них было отношение к смерти. Они не считали ее злом. А напротив в некоторых случаях она было «добром». Поскольку позволяла закончить недостойную жизнь «лучше достойно умереть, чем прожить недостойную жизнь». Так же рассматривалась она как бегство от зла и инструмент решения трудностей. В общем-то, они допускали суицид. Собственно говоря Зенон закончил жизнь самоубийством,
После ознакомления с философией и этическими идеями стоицизма я не стала его приверженницей. Но в некоторых моментах он несомненно мне импонирует. В первую очередь тем, что стоики ценят не саму жизнь как данность, а отношение к ней. Они считают, что это отношение к жизни должно быть осознанным, разумным, свободным и главное в этом отношении это то, что нужно с радостью принимать жизненные обстоятельства, потому, что они все равно уже определены заранее судьбой (фатум).
Мне даже нравится, что не осуждается суицид. Потому, что я считаю, что человек в праве принимать такое решение. И осуждать или диктовать как ему следует поступать никто не в праве (конечно я не беру во внимание людей с неуравновешенной психикой, бывают разные ситуации и если человек пришел к выводу, что это единственный выход из его сложившейся ситуации это принятие самостоятельного решения о завершении жизни, например та же эвтаназия). И все-таки важно не СКОЛЬКО ты прожил, а КАК ты прожил жизнь.
Если это были 100 несчастных лет, и ты на самом деле прожил ее не разумно и не осознанно, то не лучше бы было б прожить их же но по-другому? Или даже пусть это будет не 100 а 50 лет, но они будут качественно отличаться! Так же согласна я с идеей гармонии с природой. Согласна я и с тем, что нужно следовать хорошим поступкам. Я не согласна с апатичным отношением к жизни и с фатальностью судьбы. Для стоиков образцом сосредоточения всех добродетелей в одном человеке был мудрец, которой достиг атараксии (спокойствия).
Он беспристрастный, откровенный, верный своим обязательствам, ни в коем случае он не грустит и ничему он не удивляется. С одной стороны можно было б не согласиться, но с другой это касается исключительно мудреца, а с таким образом мудреца я согласна.
Так же импонирует то, что они осуждали аморальность и сосредотачивались на проблемах самосовершенствования.
Идеи стоицизма отобразились на культуре человечества всех последующих эпох, что не удивительно. Большей мерой это связано с тем, что люди попадали в такие социальные и личностные обстоятельства, которые не поддавались ни рациональному осмыслению ни практическому овладению. И именно при таких обстоятельствах люди мирились с горем, бедами, ударами судьбы. А принятие стоицизма позволяло им принимать все это с легкостью и даже рабу ощущать себя свободным и счастливым человеком(!).