Моральные нормы поведения человека в Японии

japan+mЕсли говорить в общем, то содержание моральных норм определяется историческими условиями жизнедеятельности и мировоззрением человека, интересами, жизненными потребностями и положением в самом обществе.

В определенных условиях жизнедеятельности в морали конкретизируется общечеловеческое, которое зависит от мировоззрения тех людей, которые пользуются конкретными моральными лозунгами. Само мировоззрение формируется системой взглядов на окружающую среду, человеческим бытием, а также объемом и глубиной мышления человека. И конечно понятно, что носитель мировоззрения — человек, а фундамент — общечеловеческий смысл.

Основой общечеловеческого содержания мировоззрения является общечеловеческая мораль. А общечеловеческая мораль включает в себя компоненты, на которые влияют взаимоотношения людей на разных стадиях развития общества. Эти элементы в течение многих эпох были стабильны, а их нравственное содержание практически не менялось. Это моральная казна и следствие огромных достижений человечества.

В общем, под понятием морали подразумевается система норм, представлений и взглядов, а также оценок, которые не формализованы в виде правовых предписаний, но определяют и регулируют поведение людей в социуме. Практическая реализация данных положений осуществляется в виде общественных осуждений социализированного индивида.

Потребность в определении морали обоснована необходимостью общения с другими людьми согласно установленным правилам и нормам поведения. Таким образом, мораль имеет исключительно социально-групповой характер, как например, классовая мораль, мораль социальной группы или мораль семьи. При этом навязывание морали и оценка личности исходит извне – из социального окружения, которое и определяет все нормы нравственного поведения.

Моральные норми Японии

Прежде всего, при изучении японской культуры поведения следует рассмотреть нормы гири. Данные нормы включают в себя как сами обязательства, так и непосредственно процесс их выполнения, а также обязанность благодарности. В общем, гири соблюдаются при контакте между равными, общении вышестоящего с человеком ниже по рангу или, например, союзе между соседями.

Ниндае или человеколюбие – это неотделимая часть норм гири. Если гири выступаю в роли оправы, то ниндае для этой оправы – это драгоценный камень. Тот, кто не соблюдает норм гири, теряет себя.

Ключевым элементом ниндае выделяют послушание родителям. Отсюда (ги) — чувство долга, то есть поведение в соответствии с обязательствами. При этом нормы должного определяют устойчивость (ре) — учтивость, что означает снисходительность к низшим по рангу и почитание высших. По (pи) никто не имеет гордиться, превозносить и восславлять собственные заслуги, а каждый обязуется быть деликатным. Одна из пяти чеснот (те) — мудрость. Она предусматривает добро и справедливость. Верность (син) — это путь искренности, открытый и прямой.

Японцы всегда остерегаются слишком развитого чувства собственного достоинства. Поэтому каждый японский ребенок с малых лет знает об этом: «Если ты сделаешь плохо, люди возьмут тебя на Книп». В Японии улыбка и смех отображают достаточно различные чувства: дружеское отношение, сдержанность, и т.д. Различают несколько типов улыбок: печальная (после захоронения); надменная, неопределенная; «социальная улыбка»; с целью соблюдения благопристойности; профессиональная улыбка (врач улыбается пациенту); радостная (пожилого человека); улыбка бизнесмена на банкете.

Хотелось еще сказать о Дине Бернанда, который изучал этикет и нормы повседневного поведения в Японии. Его главным заключением стала достаточно сильная изолированность японцев друг от друга как личностей.

В процессе общения большинство все-таки раскрываются перед собеседником. Представители одних национальностей делают это довольно легко и свободно, другие — более сдержанно. Именно последнее и характерно для японцев, как результат общепринятых в Японии тенденций общения. Оны совсем не склонны к откровенности с первым прохожим. Это и определяет специфику при выборе темы вовремя беседы.

Можно сделать вывод, что в процессе общения японцы с удовольствием разговаривают на такие темы как вкусы и предпочтения, различные книги или популярные передачи, работа или политические события. Конфиденциальность во время общения возникает именно при такой последовательности беседы. Поэтому если собеседник изначально минует общие вопросы, то его попытка вести беседу по личным вопросам сразу вызовет негативную реакцию собеседника. Чтобы расположить к себе японца, вызвать у него доверие, понадобится несколько бесед, различные встречи или, например, совместное пребывание в другом месте.

Ну и как же без вежливости. Эта черта очень характерна для всех японцев. Вежливости в Японии учат всю жизнь. На работе, в учреждении и на предприятии вежливость становится требованием служебного этикета, правилом поведения. На больших предприятиях для руководящего состава проводят специальные семинары по этикету служебных взаимоотношений. Задача этих семинаров — научить руководителей вежливого и тактичного поведения с подчиненными.

Можно еще долго рассматривать данную тему. И можно еще много интересно сказать именно о Японии. Но подведя итоги после всего выше сказанного, следует отметить, что нравственная составляющая личности не возникает и не существует сама по себе. Эти качества стают результатом усиленного воспитания, причем лучше всего с раннего детства, когда ребенок может уже с первых лет жизни усваивать «что есть хорошо, а что плохо».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.