Азиатская этика всегда привлекала к себе внимание разных людей, не-азиатов, интересующихся культурой того, что мы привыкли называть «Востоком. Что мы представляем обычно в первую очередь, когда речь заходит об Азии? Не знаю кто как, но лично я вижу довольно сложный, с первого взгляда совсем не похожий на наш, мир. Местами всё очень хаотично, местами наоборот чересчур упорядоченно. Но всегда можно хотя бы попробовать разобраться.
На чём вообще основана азиатская культура? Мне безумно сложно ответить на этот вопрос, не дав сначала разбивку, если угодно, по регионам. Да-да, именно по регионом, поскольку даже исламская культура, сложившаяся, скажем, в Турции, существенно отличается от исламской культуры, например, Средней Азии. Хотя, если верить официальной трактовке истории, то прародиной предков нынешних турков, живущих на полуострове Малая Азия, был как раз Среднеазиатский регион, если угодно, более знакомый нам как Туркестан. Турецкий и туркменский языки очень похожи. Однако, эти народы, образно говоря, росли и развивались по-разному, отсюда и их, если можно так сказать, внутривидовые различия.
Раз уж мы начали с исламской системы ценностей, то давайте её и разберём подробнее. Вульгарно говоря, регулятором общественной жизни в исламе является Коран, установленные им моральные нормы. Где-то они весьма и весьма специфичны, а где-то близки и к т.н. «общечеловеческим ценностям». Для большинства из нас, привыкших к свободе, вся исламская система ценностей кажется воплощением жесткости и, как бы мы сказали, патриархата.
Есть мнение, что исламский мир не всегда был таким как сейчас, что изначально они был более, говоря привычным нам языком, либеральным. Но потом начались Крестовые походы, которые и сделали Исламский Восток таким, каким мы можем видеть его сейчас. Да и плюс к тому социальный аспект, когда «хозяева мира» посредством религиозных фанатов нарочно дают неверную интерпретацию учению с целью хоть как-то обосновать и, естественно, усилить свою собственную власть.
(Примерно то же самое, что происходило в Европе в годы господства католической «святой инквизиции»).
Вот, рассмотрим некоторые примеры. Приведём цитаты из самого Корана. «Твой Господь создаёт, что пожелает, и избирает, что пожелает, а у них нет выбора». Казалось бы, типичный религиозный догмат. Где это ещё было? Протестантская этика? Да нет, тут пожалуй что замах на нечто, наподобие индийской кастовой системы, только без формального заключения человека в некую искусственно созданную нишу, но, быть может, жестче по своему действию (о самой «кастовости» речь ещё пойдёт ниже). Или вот ещё: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете».
О какой свободе идёт речь, если мы говорим об обществе, где стараются неукоснительно соблюдать догматы Корана? Уже много говорилось о неравенстве женщин. Как ни странно, но какого-либо прямого «указания» Аллаха на этот счёт нет. Зато есть различные иносказательные притчевые цитаты, вроде «Поистине, женщины составят меньшую часть обитателей рая», или «Я увидел Огонь (эквивалент «ада» из христианской мифологии — прим.), и большинство его обитателей — женщины». Т.е. формально нет того самого неравенства (как и нет обоснований его), но фактически оно практикуется.
Перейдём к ближайшим (географически) соседям мусульман, – представителям индуистского учения. Индия не едина (да и была ли она когда-нибудь таковой?). Ещё со времён британского владычества она разделена на штаты, чуть ли не в каждом из них проживает отличная от титульной народность со своим, отличным от хинди, языком, и со своей интерпретацией классического индуизма, а то и собственной религией. Наверное, первое, что вспоминается человеку, когда речь заходит об Индии, её общественном строе, – это кастовая система. Думаю, что не стоит ещё раз рассказывать знакомую с детства историю становления кастовой системы. Да, безусловно, сейчас уже нельзя говорить о том, что-де вся Индия по сей день свято чтит многовековые традиции кастовости и неукоснительно соблюдает их.
Такое, если и есть, то в местных глубинках. Однако, ничто не проходит бесследно, и такой уклад, по которому Индия на самом деле жила долгие столетия (включая период британской оккупации), очень отразился на менталитете индийцев. Индийцы набожны, чтут свои традиции. Их вера политеистична, и очень сложно простому европейскому человеку разобраться в тонкостях их религиозного учения. Но, пожалуй, главное, что следует сказать, так это то, что результатом следования ими своего мировоззренческого учения стала инертность Индии, даже по сравнению с некоторыми своими соседями, например, с Китаем. Вульгарно говоря, зачем куда-то двигаться, если путь познания есть созерцание?
Здесь самое время плавно перейти к буддизму. Тем более, что в последние лет восемьдесят буддистское учение стало очень популярно среди европейцев. Лично я считаю это негативной тенденцией. Хотя бы потому, что сие учение (даже при всех своих положительных сторонах) глубоко не наше. Оно чуждо нашему менталитету, и абсолютно отчётливо видно как неуклюже смотрятся наши соплеменники, когда пытаются изо всех сил подражать представителям монголоидной расы в оранжевых простынях. Что такое буддизм? Это некий тупик. Очень не хочется приводить здесь цитаты вождей буддизма, поскольку в последнее время они были настолько часто цитированы, что, думаю, уже приелись людям.
Хочется опять говорить предельно упрощенно, дабы показать сущность этого учения. Вот, перед нами цветок. Допустим, нам интересна его структура, особенности растения. Но мы не подходим к этому с позиции науки, – мы созерцаем. И нам, путём медитации, должна открыться сущность явления. Да, безусловно это утрирование. Но давайте подумаем: почему в своё время потерпел поражение Тибет? Или почему на наших глазах столько лет деградирует Монголия? Или почему так мало слышно о периферийных государствах Непал и Бутан? Да потому, что это супер-буддистские государства, где жизнь просто остановилась. Это можно допустить, если ты один на земле, но когда ты в буквальном смысле в окружении недоброжелателей, да ещё и неустанное движение научно-технической революции по планете. В этой связи буддизм смотрится совсем уж экстремально.
От «кармических» учений Южной Азии перейдём к Дальнему Востоку.
Набирающие силу Китай и Япония тоже, как и другие народы, имеют свои религиозные и мировоззренческие учения. Начнём с Японии. Главной японской религией следует назвать синтоизм. Говоря упрощённо, сущность этого вероучения есть обожествление природных сил и явлений (своего рода, одушевление природы). А также вера в существование различного рода духов. В синтоизме каждый сам определяет себе своё место в этом мире. Главное, – жизнь в согласии с природой. Не существует также чётких понятий о добре и зле. Однако, синтоизм тоже столкнулся с искажениями, вследствие новых интерпретаций в угоду «хозяевам мира». Сначала это влияние на синтоизм последователей буддизма из аристократии, а затем и успешная попытка императорских властей «подмять» под себя учение, объявив микадо наместником бога на земле, исказив сущность религии.
В Китае главным мировоззренческим учением следует назвать конфуцианство. Конфуцианство не является религией (хотя его иногда так и характеризуют), – это, скорее, этико-философское учение. Как следует из названия, автором данного учения являлся знаменитый китайский мудрец и политический деятель Конфуций. Конфуцианское учение довольно сложно объяснить «в двух словах». Это есть целая система понятий и тезисов, объясняющих мир вокруг нас. Пожалуй , лучшую оценку ему дали в годы маоизма и «культурной революции» в КНР, объявив, что Конфуций лишь пытался обосновать то несправедливое мироустройство, господствовавшее в Китае многие столетия.
Говоря о Китае, о Дальнем Востоке, нельзя не вспомнить также и даосизм. «Дао» (или «до») буквально переводится как «путь». Представление о жизни, как о бесконечном пути. Долгие годы даосизм был альтернативой как буддизму, так и конфуцианству. Именно поэтому и был он популярен среди вдохновителей крестьянских восстаний в Китае.
Проведя довольно беглый обзор, можно подвести некоторые итоги. За исключением стран, где находившихся под оккупацией США или некоторых европейских держав, а также стран, в которых было довольно сильное революционное социалистическое движение, практически вся Азия остаётся патриархальным обществом с очень сильными традициями, сильной религиозностью, и, как следствие, особым менталитетом народов Азии.
Есть многое, что роднит азиатов. Это, например, наличие многочисленных культов, учения, обосновывающие «сильную власть». В то же время, некий «дух спокойствия», боязнь перемен, неохотное принятие некоторых прогрессивных веяний (что, к сожалению, не отменяет банальный «карго-культ», свойственный, как бы это ни звучало, отсталым народам).
Азиатская культура и ее моральная система особенные . Их следует изучать и изучать, пытаться понять. Можно даже полюбить. Но различные перенимания европейцами некоторых аспектов азиатских учений далеко не всегда следует считать правильным.