В наше непростое время понятие морального долга сыграло бы, возможно, ключевую роль в урегулировании ситуации в стране, в мире. Ведь только бескорыстная любовь ко всем живым существам, которая и является «основой» морального долга, могла бы спасти мир от хаоса, войн, болезней…
Но, к сожалению, сейчас миром правит долг материальный. Деньги, алчность, обман…
Да и само слово долг, на сегодняшний день превратилось в антитезу должного и сущего, — из синонима слова честь в синоним слова обман. «Долги отдают только трусы» — эта пословица нынешнего времени, вроде бы и шуточная, полностью характеризует отношение к слову долг современного человека.
И все-таки, что же такое моральный долг? Это обязанности человека, которые он превращает требованиями морали в личную задачу, сам себе их предъявляя и практически следуя за ними по жизни. Замечу, что это происходит по внутреннему побуждению человека – добровольно и бескорыстно. Понимание сущности морального долга целиком зависит от мировоззрения. Так, например религиозное мировоззрение рассматривает сущность долга в божественных заповедях и законах, а для атеистов сущность морального долга состоит в самой природе человека, в естественном стремлении человека получить удовольствие и получении чувства самоутверждения. Философы же неоднозначно отвечают на вопрос, кто может определять смысл и содержание долга: общество или совесть.
Возможность выбора и чувство моральной ответственности за свое поведение, служащие человеку руководством в выборе поступков и источником пути жизненного поведения, так называемый «внутренний голос», и есть совесть человека. Это всегда разговор наедине с собой, исключающий наличие чувств стыда и страха, которые являются однозначно внешней ответной реакцией при несоответствии общепринятым нормам. Исходя их этого, я думаю что содержание морального долга каждому человеку нашептывает его совесть, а вот роль общества в понятии морального долга на мой взгляд косвенная. Скорее это можно назвать общественным долгом. Это такие общественные обязанности, которые человеку выполнять необходимо.
Этот вид долга нужно рассматривать скорее как обязанность, которая присутствует во всех областях жизнедеятельности человека – дома, среди друзей, на работе и так далее. Моральный долг нужно понимать по-другому. Здесь человек, используя требования морали и долга, самостоятельно ставит себе личные задачи. Здесь не могут присутствовать советы родителей или указания начальства, это – индивидуальный, подсказанный совестью, выбор человека. В данном случае, человек не просто знаком с законами морали, он самостоятельно ставит себе цель следовать этим законам.
Еще хочу заметить, что смысловое отличие этих понятий касается того, что в слово долг заложен больший эмоциональный смысл и изначально это слово обладает оттенком возвышенности. А слово обязанность может относиться как к самым, что ни на есть, простым и тривиальным делам, так и к очень значительным аспектам человеческой жизни. Кроме этого, со словом долг обычно связывают очень высокую степень сознательности в исполнении нравственных убеждений и требований. Здесь явно преобладает форма поведения человека, возникающая на основе глубоких убеждений, в то время как слово обязанность может применяться к любым формам действий.
Все основные понятия о моральном долге человек приобретает ребенком в своей семье. Семья традиционно является главным институтом воспитания ребенка и то, что он получает в детские годы в семье, он хранит и использует всю свою жизнь. В семье формируется личность ребёнка, и к моменту начала школьного образования он уже практически сформирован как личность. Семья это место, где ребенок проводит большую часть своей жизни, и роль семьи в воспитании моральных ценностей огромна. Она может как положительно, так и отрицательно влиять на процесс воспитания. Все очень сильно зависит от атмосферы в семье, от моральных качеств его родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Воспитание моральных качеств у ребенка сложное и кропотливое занятие и заниматься этим нужно серьезно и систематически.
Главное своевременно предупреждать недостатки в поведении ребенка и не забывать, что воспитывать его легче, чем потом перевоспитывать. Но вся проблема, зачастую, состоит в том, что самим родителям недостает должного воспитания. В таком случае ребенок впитывает в себя и аморальные характеристики – эгоизм, лень, жадность, тщеславие, гордыню. Чему может научиться ребенок у пьющего и бьющего его мать отца?
Но, хочется заметить, что любой человек способен к самообразованию и самовоспитанию. И он может приобрести моральные качества самостоятельно. Было бы желание. Книги, хорошие фильмы, наконец – вот кладезь примеров всяческих проявлений морального долга человечества. А для того, что бы понимать и отличать плохое от хорошего, человеку дан ум. Этим то мы и отличаемся от других животных, которые живут по запрограммированной для них форме поведения. А нам, людям, дана возможность выбора между добром и злом, ложью и правдой, заботой и безответственностью, самопожертвованием и эгоизмом, любовью и ненавистью…
К сожалению, богатых моральными ценностями людей становится все меньше и меньше. Да и моральные ценности собственно меняются и перестраиваются параллельно обществу. Материальные ценности в современном обществе играют первостепенную роль как следствие развития экономики и навязывания нам желаний посредством рекламы и пропаганды. И лишь немногим доступны такие прекрасные понятия как долг, честь, патриотизм, благотворительность и настоящая бескорыстная любовь. Но такие все еще есть и значит — есть еще и надежда…