При рабовладельческом строе, который сменил первобытно общинный, моральные отношения между людьми коренным образом претерпели изменения. Рабство стало видом социальных связей, внутри которых господство и гнет открыто стали беспощадными и жестокими. И на фоне таких взаимоотношений между разными социальными слоями общества возникают первые рабовладельческие государства. Обладая такой формой правления в этом государстве можно было содержать огромную армию рабов и использовать их в войнах, возведении сооружений, дорог и т.д.
При рассмотрении морали рабовладельческого общества, особое внимание уделяют отношениям между рабами и их хозяевами. И совсем мало — отношениям свободных граждан.
Рабы в рабовладельческом государстве совершенно не имели никаких прав, к ним относились зачастую как к вещам или орудиям производства. Рабов можно было купить, продать, подарить, разлучить детей и родителей, заставить производить любую работу, жестоко физически наказать или даже убить. Их постоянно унижали и держали в страхе, дабы сломить их волю и веру в себя. Римский император Калигула говорил так: «Пусть рабы ненавидят рабовладельцев, лишь бы они их боялись».
Рабовладелец из каждого раба старался сделать тупое покорное существо, у которого смысл жизни заключался бы исключительно в работе, потребления пищи и сне. И соответственно, проявление собственного достоинства рабом рассматривалось только как сильное неуважение к хозяину, и поэтому жестоко пресекалось и наказывалось.
Но заставить рабов повиноваться, только лишь принудительными методами было невозможно. И поскольку на рабов возлагались различные функции, имели место множество ситуаций и случаев, в которых поведение рабов не подвергались регламенту, а их хозяева или государственные служащие не могли их контролировать должным образом. Тут и появилась необходимость заменить часть требований к рабам на требования рабов к самим себе. Моральные нормы поведения рабов, выгодные для рабовладельцев и государства поднимались в ранг общепринятых, которые якобы не зависят от воли и сознания людей. Что рабство было послано богами, что оно справедливо и незыблемо.
Обычаи и традиции первобытно общинного общества или искоренялись и менялись на другие, или видоизменялись под условия рабовладельческого строя. Поэтому рабу постоянно, зачастую с детства, навязывали мысль, что его хозяева это его естественные повелители, данные заменить ему потерянные родину и семью. Например, среди рабов в Римской империи насаждался особый культ «гениальности» хозяина. Все это свидетельствует о попытках рабовладельцев повлиять как-либо на мораль рабов.
Отношение рабов к их хозяевам можно смело называть противоречивым. С одной стороны покорность и желание угождать своему хозяину, а с другой — глубоко спрятанные неприязнь и злость. Рабы, зачастую, намеренно ломали имущество хозяина, когда были уверенны, что это пройдет безнаказанно. Бесспорно, в отношениях раба к хозяину доминирующим чувством была ненависть.
К сожалению, история обладает маленьким объемом информации относительно отношений между рабами. Они были разобщены, разговаривали на разных языках, большое значение имели этнические различия. Все это мешало им выработать единую мораль, в которой отражались бы их интересы. И только восстания рабов способствовали их сплочению и формированию в них нравственных качеств и чувств, таких как отказ от покорности и унижений, проявление чувства собственного достоинства, пробуждение мужества, силы духа.
Так, при этом и среди рабов о себе заявили настоящие лидеры, как Спартак и Эпиктет. Во время восстаний в отношении к хозяевам-поработителям жестокость рабов была безгранична.
Так как рабовладельческий строй, в принципе ориентированный на обеспечение общественного порядка, давал возможности для развития духовной культуры, именно тогда появились первые понятия науки о морали. Морали в отношениях свободных граждан. Особенно гармоничными эти отношения были у свободных граждан внутри демократических городов-государств, например в Афинах, где граждане свободно могли высказывать свои взгляды, и тогда уже обладали высоким чувством собственного достоинства. Эти высокие моральные качествах греков того времени воспел в своих поэмах Гомер .
Такими были жизненные реалии нравственности общества классического периода рабовладельческого строя, прежде всего в демократических государствах Греции и Рима. Позднее, в период кризиса, имела место нравственная деградация, которая проявилась в праздности, паразитическом образе существовании, разврате.
Анализируя нормы морали рабовладельческого общества, внимание обращают, в основном, на мораль древнеримского и древнегреческого обществ. Это связано с явно недостаточной осведомленностью о специфике морали рабовладельческих стран Африки и Азии. Из того, что известно, для рабовладельческих государств Востока были характерны деспотизм, бесправие, предельная жестокость, сказочная неоправданная роскошь и огромное богатство правителей.
И это явно свидетельствует об огромном различии морали деспотичных рабовладельческих государств Азии и Африки от морали античных государств с рабовладельческим строем. Также, следует отметить, существенными были различия между моралью Рима и Греции.
Эпоха рабовладельческого строя была сильно противоречивой. Вместе с главной моралью, воспевавшей в человеке властного господина, который заботится только о своих потребностях, было большое количество мыслителей, рассматривающих в произведениях и трудах тему добра и зла. Положительными они считали, любовь и справедливость и добро, а к порокам относили обман, разврат, жестокость, , жажду наживы. Нравственной свободой все они признавали достижение человеком нравственного совершенства.