Как известно, общение в общем определяется, как передача информации в любой форме от одного лица к другому. Говоря же о работнике сферы образования — это средство реализации цели, множество приемов педагогических воздействий, направленных на формирование и развитие личностных качеств студента как будущего специалиста.
Культура педагогического общения включает в себя общую культуру человека, задатки и навыки, психологические и конечно же педагогические знания, соответствующий эмоциональный настрой и направленность педагога на эффективную деятельность.
Существует и понятие педагогического такта. Это форма педагогической этики, норма морального поведения учителя.
Такт педагога включает в себя как умение управлять и контролировать собственные чувства, эмоции, сохранять свое самообладания, так и соблюдать эмоциональное равновесие, высокий уровень принципиальности и требовательности, в сочетании с внимательным отношением к студенту. Он также предусматривает критичность и, особенно, самокритичность в процессе оценки своего труда, уход от использования застарелых шаблонов, застоя мыслей и самого дела, нетерпение к гордости и бюрократизму, но основной составляющей остается, конечно, уважение. Среди ключевых форм реализации такта педагога следует отметить стиль поведения и речь.
К числу важных элементов педагогического такта необходимо отнести: уважение и доверие к собственным ученикам, систематический контроль и требовательность к их трудам, создание интереса собеседника к предмету обсуждения, внимательность и проявление сопереживания при общении с другими людьми.
Неординарность в общении педагога с учениками обусловлена присутствием разных позиций: учитель формирует схему взаимодействия, а студент ответственный за вовлечение в процесс обучения и полное восприятие материала. Важной задачей учителя здесь является поддержка активного участия всех учеников, создание условий для использования их потенциальных возможностей.
Специфика общения работника сферы образования заключается в том, что в ходе его реализации осуществляется комплексное воздействие педагога на обучаемого так, чтобы обеспечить эффективное обучение, воспитание и развитие новой личности. Нужно также отметить, что через общение идет передача опыта поколений новому поколению. Это очень важно, ведь, опыт — это ряд осознанных событий, которые произошли с человеком на протяжении его жизни. И когда человек, а именно педагог, может им поделиться, это есть очень ценным и полезным для других. Преподавателя с большим стажем работы всегда можно узнать по тону голоса (требовательному, собранном или обучающем), мимике, он часто категоричен в высказываниях.
Искусство педагога заключается в способности помочь ученикам добиться чего-то нового, то есть в способности помочь ученикам научиться. Пассивное восприятие идей или фактов не является образованием. Ученик должен активно участвовать в обучении, он должен сам порождать идеи, которые пытается передать ему учитель. Процесс обучения представляет собой творческую деятельность. Ни один учитель не может перенести даже самую простую идею в чужой разум без искажений. Процесс коммуникации слишком несовершенен. Ученик должен сформулировать собственную идею на основе того, что педагог говорит, пишет или делает.
Также, хотелось бы отметить, что самым важным достоинством преподавателя является его профессиональная компетентность. Секрет успеха — в хорошем информативном смысле, переданном ярким, понятным, сочным языком. Если преподавателю не хватает материала для информации и он начинает повторяться или говорить о малосущественных вопросах, теряет логику в изложении — внимание аудитории будет потеряно.
Соотношение между информативными частями сообщения и иллюстрациями к ним зависит от самой аудитории.
Профессиональная компетентная аудитория с высоким уровнем умственного развития, может получить удовольствие только от одной информации, выложенной способом, что предполагает и собственную работу мысли, и собственные выводы. В менее подготовленной аудитории целесообразно все основные информационные посылки сочетать с иллюстрациями, образами и сравнениями. Это делает материал достаточно доступным, интересным, быстрым в запоминание.
В таких аудиториях лучше использовать такой стиль преподавания, который обеспечивает большую стабильность и приемлемость информации. Хороший преподаватель должен чувствовать грань, за которой научное изложение материала переходит в научно-популярное, а понятное объяснение — в разжевывания банальных истин.
Если же говорить о некоторых ошибках, которые может допускать работник сферы образования, то основной и частой из них является плохое чувство времени. Иногда оно приводит к чрезмерно быстрому изложению материала, когда кажется, что стрелка замерла, а говорить больше не о чем. Это вызывает ненужное эмоциональное напряжение и растерянность. Чаще же времени не хватает, и преподаватель вынужден сжимать материал, чтобы что-то успеть.
Время надо держать под контролем, а все три части сообщения должны находиться в гармоничном сочетании. Основное время надо уделять основной части. Кроме того, обязательно нужно готовить резервный материал, чтобы воспользоваться лишним временем. Это усилит авторитет педагога, продемонстрирует его профессиональную компетентность.
Таким образом, подведя итоги после всего выше сказанного, следует сказать, что общение является важнейшим профессиональным инструментом педагогической деятельности. Ведь все начинается с педагога, с его умения организовать с учащимися педагогически целесообразные отношения как основу общения.