Что было бы, если бы такого понятия как человеческая нравственность не существовало? Не мораль, а именно нравственность? Каждый из нас представил бы несколько иной мир. Для кого-то это был бы мир, полный лжи и предательств, в котором честность и преданность считались бы чем-то странным и извращенным. Для другого – мир морального садизма, в котором бы никто не врал, но говорил правду настолько резко и равнодушно, насколько это вообще возможно.. а для кого-то – ничего бы и не изменилось.
Все дело в том, что мораль и нравственность – разные понятия. Если мораль это общепринятые обществом нормы и правила поведения, и, фактически, диктуется она обществом для молодых индивидов наряду с тем, как правильно держать ложку, то нравственность человека – это то, какие нормы и правила, индивид выставляет для себя, и чего ждет от окружающих.
К примеру, для девушки неприемлемо и пошло носить какой-либо религиозный символ так, чтобы это было заметно (крестик или звезду Давида – не имеет значения), потому что она считает, что это слишком личное, а для другой – наоборот, обязательный элемент внешнего вида. Или отношение к вранью – кто-то этим живет и зарабатывает на жизнь (политики, рекламщики, и т.д.), а для кого-то лгун – тварь дрожащая и жизни недостоин. Это суть человеческая нравственность. Дело сугубо личное.
Что же касается структуры нравственности человека – тут позволю себе уточнить, что буду скорее рассматривать «моральное сознание», как понятие наиболее точное.
Итак, сюда входит такой аспект, как моральные нормы – то, что мы считаем правильным, но не выдающимся поведением. Не убивать людей и животных, не ходить голышом на людях, не воровать и тому подобное – яркие примеры моральных норм. Они устанавливаются в раннем возрасте, в процессе общения с окружающими нас людьми, и являются скорее отпечатком общественной морали, который мы проносим через всю свою жизнь. Следует выделить такие типы норм какобщие и ситуативные (вышеописанный пример). Нормы являются обязательными и универсальными нашими мерилами, по которым складывается первое впечатление о человеке.
Человеческие принципы также являются структурным элементом человеческой моральности. Они определяют наше поведение в тех или иных ситуациях, и могут помочь или помешать нам предсказать чужое поведение (это зависит от того, насколько хорошо мы знаем человека, и насколько его принципы совпадают с нашими). Они не прививаются извне, а являются личным выбором человека, а также несут в себе элемент самовоспитания. Человек способен в силу обстоятельств нарушить свои принципы, однако, вслед за этим возникает острое чувство психологического дискомфорта:
«Как же я мог до такого дойти?» — типичная фраза в такой ситуации.
Принципы можно разделить на персонализированные, нарушение которых несет в себе оскорбление собственной личности, и общие, не придерживаясь которых человек не ощущает особого дискомфорта, и разве что пожурит себя за это.
Понятие моральных мотивов также играет немаловажную роль. Это то, почему мы начинаем действовать в соответствии со своими принципами, причина, по которой нам важно сделать именно так, а не иначе. Зачастую, тут кроются детские травмы или впечатления от чьего-то примера (книжные персонажи или реальные люди). Распространенный пример такого мотива – девочка, которая в детстве насмотревшись на пьяного отца, получила очень мощный стимул-мотив никогда не пить, потому что она не хочет становиться на него похожей.
Одним из далеко не последних аспектов моральности человека являются ценности. Это то, что для нас действительно важно, ради чего мы действуем и живем. Они формируются в течение всей нашей жизни, как кристалл в соляном растворе, наращивая все большую смысловую нагрузку и важность. Вначале для нас важно не быть одинокими, а вследствие этого, и в зависимости от нашего жизненного опыта, это может превратиться в такие ценности как дружба или семья. Отношение к ценностям всегда является абсолютно сознательным, так как это то, на что мы ориентируемся в нашей жизни, то, что придает некую целостность в моральном плане.
В обобщенном значении ценности можно разделить на несколько разновидностей – те, смысл которых лежит в человеческих психологических потребностях, и напрямую связаны с самоутверждением, как для себя, так и для общества, и те, которые наоборот, дают смысл жизни человеку, или самой ценности. Например, для некоторых врачей смыслом жизни было спасение больных или раненых.
Последним аспектом человеческой нравственности являются святыни. Нечто неприкосновенное то, что мы ставим выше себя и своей жизни или смерти, что-то метафизическое, божественное, которое определяет смысл нашего бытия. В силу подобного отношения, на людей с мнением отличным от нашего, порицающим, или просто равнодушным отношением к нашим святыням, мы реагируем довольно болезненно. Равнодушных пытаемся «наставить на путь истинный». Отрицающих и порицающих (в особо запущенных случаях), начинаем «закидывать камнями», они становятся чуть ли не врагами. Что характерно, процент людей, которые терпимо относятся к так называемым «иноверцам», довольно мал.
В завершение могу сказать лишь одно. Вопреки распространенному мнению, цель существования человеческой нравственности заключается не в том, чтобы наставлять на свой путь других, пытаясь привить им свое ведение правильного и неправильного, хорошего и плохого, а в том, чтобы выбрав для себя какой-то свод жизненных правил, следовать ему.