Что есть смысл жизни человеческой? Я думаю, что это счастье. А только свободный человек может быть по-настоящему счастливым. Всю свою историю человечество решает вопрос: что есть свобода? Над разрешением, объяснением этого краеугольного камня человеческой природы билось не одно поколение философов, теологов, писателей, поэтов, общественных деятелей и людей искусства.
О свободе говорят все. Каждый терзает это понятие своей собственной интерпретацией. Каждый понимает его по-своему.
Психологи советуют в начале любого обсуждения определяться с понятиями. Итак, я понимаю свободу человека как его органическое состояние. Как природный, данный Богом каждому человеческому индивидууму способ бытия. Свобода — разумное, подкреплённое здравым смыслом, сознательное существование в согласии с избранными и осмысленными жизненными целями, ориентирами, ценностями и моральными законами.
Я считаю, что распространённое, (особенно среди подростков), понимание свободы как отсутствия рамок, жизненных законов и принципов, — является ложным.
Человек говорит: «Я свободен делать то, что я хочу здесь и сейчас. Независимо от того, приносят ли мои действия и поступки вред или пользу, радость или огорчение окружающим меня людям» Это – позиция эгоистичной личности, фокус внутренних ресурсов и духовных сил которой направлен только лишь на себя, свои желания. Такой человек никогда не будет счастливым, так как не познает радости жертвенной любви, преданной дружбы, бескорыстной помощи. Всего того, что приносит гармонию и истинное счастье в жизнь каждого.
Мне кажется, свобода — единственное, чего никто на земле не может лишить человека, по-настоящему её имеющего. Можно лишить человека самого дорогого –семьи, имущества, друзей, здоровья, сил, частей тела. Но нельзя забрать у человека свободу. Иногда и раб может быть более свободным (разумеется, по духу), чем его хозяин.
Невольно вспоминается замечательный роман Солженицина «В круге первом», где описываются жизни и судьбы русских учёных-интеллигентов, разума всей страны, цвета нации, попавших под кровавую косу большивитских репрессий. И многие из них, не имея ничего: ни семей, ни имущества, находясь в полном унижения тюремном или лагерном заключении, чувствуют себя свободнее, чем те, кем они были посажены. Из этого следует, что свобода трансцендентна миру, так как выходит за пределы мира. Лишившись всех человеческих радостей, лишившись мирского счастья, по-настоящему свободный человек не утратит свободы.
Мы не может забирать то, чего не давали сами. Свободу дал каждому человеку Всевышний, следовательно, не в человеческих силах давать или забирать её.
Многие люди отождествляют свободу с произволом, жизнью по инстинктам и сиюминутными желаниями. Свобода состоит в возможности человека самому выбирать, принимать решения. Уже в раннем детстве, ещё неосознанно, но уже с твердостью маленькие человечки начинают требовать соблюдения рамок их свободы. Все дети мечтают поскорее стать самостоятельными и принимать решения. Если родители и воспитатели с пониманием и уважением относятся к свободе ещё маленького, но уже мыслящего существа, из детей вырастают гармоничные личности. Если же нет, стоит ли потом удивляться отсутствию контакта с ребёнком, а потом и взрослым человеком? Стоит ли возмущаться в количестве агрессивно настроенных людей? Причина такого их поведения кроется ещё в детстве, когда их свободу ущемляли, и они, становясь взрослыми, проецируют усвоенное в детстве от близких отношение к свободе личности на окружающих.
Но любой человек, как бы тяжела ни была атмосфера в семье, может выбрать для себя путь настоящей свободы, которая предполагает уважения рамок своей личности, и личности других людей. В зависимости от того, как человек пользуется своей свободой, какие решения принимает, зависит степень его моральности и нравственности. Я глубоко убеждена, что все люди рождаются нравственно чистыми. А затем или они следуют своей органической сущности, или идут против неё. Становясь безнравственными и аморальными, люди теряют свой истинный, человеческий облик. Из свободных, нравственно чистых по природе своей существ они превращаются в людей, зависимых от своих же страстей, следовательно, потерявших свободу.
Встаёт вопрос: может ли нравственно безответственный человек претендовать на звание духовно свободного человека? Я думаю, что свобода человека всегда идёт рука об руку с нравственностью и моралью. Если же нет, она делает из человека животное, которому нельзя втолковать сущность моральных законов. Именно наличие моральных рамок отличает свободу человека от свободы животного. Только человеческому существу свойственны: моногамия, сострадание, умение жертвовать собой ради других, твердость в жизненных идеалах, жизнь по моральным ценностям.
Свобода не исключает ответственности, но подразумевает её. Конечно, при условии, что нравственный вектор человека направлен позитивно. Возьмём для примера брак. Два человека решают связать себя определёнными обязательствами, принимая законы брачного союза (верность, любовь, взаимопонимание, взаимоподдержку). Ведь не зря говорят: «Они связали себя узами брака». То есть, не притесняя своей природной свободы, люди добровольно принимают обязательства, берут ответственность за другого.
Каждая личность морально ответственна перед окружающими. Необходимость ли это? Тяжелая и обременительная обязанность или ключ к счастливой жизни? В некотором смысле и необходимость, и обязанность, однако разве не в спокойной совести кроется секрет гармонии с самим собой, в осознании правильности и нравственной чистоплотности своих мотивов к действиям?
Итак, каждый человек рождается свободным, однако с каким знаком будет вектор его жизни – естественным и нравственным, либо неестественным и безнравственным – решать ему.